Если кто помнит, в фильме «Назад в будущее» герой, Джордж МакФлай, попадает в пятидесятые, где на удивление публики сыграл песню «Джонни Б. Гуд» так, как её играли в его родных 80-х. Во время его выступления один из чернокожих музыкантов направил телефонную трубку на сцену и продемонстрировал своему брату, гитаристу Чаку Берри, «новый звук», который тот так долго искал.
На самом деле Чак Берри и есть тот самый первый гитарист, который применил эффект «дисторшн» сознательно. А песня, которую МакФлай исполнял на сцене, также была сочинена Чаком Берри и является одной из самых первых вещей в жанре рок-н-ролла.
«Перегруз» на электрогитарах существовал с самого начала, как только вообще были изобретены гитарные усилители. Но тогда он был просто результатом некачественного и несовершенного устройства усилителей. Конструкция аппаратуры совершенствовалась, и теперь аппараты, искажавшие звук, считались бракованными. Но музыканты-экспериментаторы сознательно пользовались такими усилителями для достижения необходимого «злого» эффекта. Существовали и другие способы изменить звук; один из самых экзотических заключался в том, что на динамиках в определённых местах делались надрезы, и тогда получался долгожданный «хрипящий» эффект.
Впоследствии, в -шестидесятых, психоделическая волна в музыке коснулась и эффекта перегруза: Его стали всё более охотно применять на «больших» выступлениях, чтобы придать музыке мрачный «психоделический» эффект. Но это не был ещё «тяжеляк» в современном понимании. Настоящую революцию в тяжёлом роке произвели, как ни странно, панки. В музыке они уважали в первую очередь неистовый ритм и «угар». «Ramones» считается первой группой (или одной из первых), решившей перегрузить гитару до такой степени, что она зазвучала «как бензопила». Именно с этого времени начинается шествие по планете «тяжёлого рока», который первоначально существовал в глубоком андеграунде. В начале 80-х этот эффект подхватил британский хеви-метал, а в андеграунде зарождалось новое течение – хардкор-панк, группы которого перегружали гитары ещё больше. Что приводило молодежь просто эйфорию от такой музыки и они становились зависимы от нее, если делать анологию с наркоманиами. Трэшеры добавили к этой основе «металлическую» усложнённость и развёрнутые соло, породив «метал» в более-менее современном его понимании.